Многие религиозные обряды и таинства не обходятся без хлеба, символа церкви. Главное таинство с участием хлеба – Святое Причащение. В духовной жизни это неотъемлемый элемент для олицетворения Бога и церкви – единой при множественном числе верующих, как множество зёрен в хлебе.

Добавить свое фото
+ Нажмите и выберите фото

Храм – особое место, здесь даже привычные повседневные продукты оцениваются в духовном измерении. Освящённые и благословенные, они становятся питанием не только тела, но и души человека. Сам Иисус Христос сравнил себя с Хлебом жизни, обещая человечеству вечную божественную жизнь. Священный хлеб, предназначенный Господу, обозначаемый его Телом и Кровью, и теперь относится к таинству Причастия.

Как называется хлеб в церкви

Хлеб в истории богослужения используется со времён Ветхого Завета. Его по божьему установлению использовали в качестве хлебного жертвоприношения. Смешивали муку и ладан с кусочками хлеба, и помещали на жертвенник. Часто в храмы жертвовали муку. Из неё делали пресное тесто, и пекли хлеб, который съедался сразу, вне храма его не ели.

Церковный хлеб:

Название Когда и как применяется
Маца – пресное изделие Во время празднования Пасхи, когда проходил специальный богослужебный ужин – седер
Хлеб для причастия (Причастный), агнец, «Хозяин» – «жертва жертвенная» Сначала хлеб освящают, затем применяют в христианском ритуале под названием Евхаристия. До освещения он именуется «жертвенником».
Квадратные или треугольные булочки – хосты Раздают в разломленном виде, показывая, что там нет физического присутствия Христа
Причастный хлеб пихта По воскресеньям, во время крещений, священник разламывает пихту и мочит в проточной воде, затем раздаёт кусочки крещёным
Литургический хлеб – просфора Для совершения таинства Евхаристии, поминания усопших
Хлеб Артос В пасхальный день после окончания Литургии его освящают, через неделю раздают верующим

Тесто делают обязательно на квасе («живое») или на дрожжах, смотря какая традиция.

С 2000 г. в храмах США пекут булочки-хосты, содержащие низкий процент глютена.

Хлеб в православной церкви

Ни в одном вероисповедании так не поклоняются и не почитают церковный хлеб, как в православной вере. Здесь он – главная часть в общественном богослужении с таинством причащения.

Белый хлеб, как символ Христа и его жизни, начали почитать 2 тысячи лет назад.

Пояснение слов Господа о хлебе:

  • Из умершего зерна вырастает колос. Православные христиане возродили умершего Христа в своих сердцах.
  • Хлеб выпекают из муки – переработанного и очищенного зерна. Для воплощения прообраза Господа, верующим, после испытаний, нужно объединиться и стать единым целым, одной Церковью.
  • Выпекание хлеба символизирует обряд огненного очищения.
  • Хлеб объединяет кусочки, а Христос – верующих людей.
  • Главное блюдо на столе – хлеб, а Господь – основание и центральная часть христианской общины.

Ритуал православных верующих – начинать день молитвой и съедать на голодный желудок кусочек квасного господнего хлеба, запивая святой водой.

В Армянской православной церкви почитают пресные хлебцы, как символ безгрешности Иисуса.

Хлеб в католической церкви

Латинские католики, которые придерживаются римских обрядов и некоторые протестантские христиане, во время таинства причастия, используют кружочки из пресного теста – гостии (жертвы). У прихожан такой освящённый хлеб – символ тела Господня.

Маронитская и Халдейская католические церкви, лютеране, англикане и старо католики, для священнодействий, также пользуются только пресным хлебом. В восточно-католических церквях пресные изделия заменяют квасным хлебом, как символ Воскресшего Христа.

Зачем в церкви дают хлеб

После того, когда на Тайной вечере, перед готовящимися страданиями, Иисус сказал, что хлеб – Его Тело, этот продукт стал обязательным предметом христианского богослужения. Во время причащения кусочек хлеба с вином (просфорка) становятся символами Христовой плоти и крови. Готовят эти святые продукты в первой части Литургии.

 

Для обряда Евхаристии специальный хлеб сначала не пекли. Прихожане приходили со своей выпечкой и жертвовали церкви, а их имена числились в особом списке, затем озвучивались, когда дары освящали. Из выбранного диаконами лучшего изделия делали хлеб подходящего размера, отрезая лишнее.

Из остальных приношений, чтобы не обижать других прихожан и дать их хлебу возможность участия в таинстве, вынимали по маленькой частице.

 

Эти маленькие кусочки клали рядом с Евхаристическим хлебом, поэтому они также наполнялись особым Божиим благословением, и становились святыми.
Такие кусочки берут домой, и употребляют, если не получается прийти на причащение.

Перед великими праздниками, во время длительного вечернего богослужения (в монастырях – всенощного бдения), верующие получают святой хлеб и вино. Так молящиеся подкрепляют духовные и телесные силы.

Ещё одним богослужебным хлебом, артосом, одаривают в субботний пасхальный день после того, как прочитают особую молитву.[/info-box

Виды церковной выпечки и что означает каждый хлебушек

Впервые о жертвенном церковном хлебе упоминает Ветхий завет. Это квасная выпечка, приготовленная по просьбе Христа.

Готовится хлеб жизни из 4-х продуктов:

  • белой пшеничной муки для закваски, символа души;
  • чистой воды – символа духа и жизни;

  • соли, символизирующей ум;
  • дрожжей, хмеля или изюма.

Когда Моисей с еврейским народом шёл по пустыне, в шатрах на их пути они всегда находили предложенный пресный хлеб. Он состоял из 2-х частей – одна символизировала человеческую жизнь, другая – небесную Божественную.

 

 

Так появились просфоры, которые используют в Литургиях. Название произошло от греческого слова «приношения».

Хлеб Артос – с греческого, значит, «квасной». Его освящают в ночь с субботы на воскресенье в пасхальную неделю. По-другому этот хлеб именуют просфорой всецелой.

Когда заканчивают Литургию, молящиеся получают кусочки антидора – части Святого Агнца, вынутые из просфор. Если перевести дословно, получается «вместо даров».

Просфора: священный хлеб

Это специальная, самая известная в христианстве выпечка для литургий, которую выпекают в церковной пекарне, а также принимают как жертвоприношение вместе с другими дарами.

 

Для просфоры, круглого хлеба маленького размера, делают дрожжевое или квасное тесто из пшеничной муки. В церковной булочке 2 части: снизу большего размера, сверху – меньшего. Наверху пропечатывают крест с изображением букв «ХС», «ИС» или изречение «Победитель Иисус Христос» («NIKA»).

Иногда на просфоре встречается изображение Пресвятой Богородицы или святого.

Чтобы получить просфору, нужно пойти за свечной ящик, когда закончится Литургия. Но на богослужение требуется прийти с запиской «За здравие» или «За упокой», и отдать до начала службы. Все имена из записок прочитывают с жертвенника, вынимая при этом частицу хлеба.

Как правильно говорить просфора или просвира

Чаще люди, говоря о церковном хлебе, ударение ставят на вторую букву «О», но правильное произношение – с ударением на последней букве – просфора.

Также этот хлеб разрешается называть просвирой, просворой, проскурой и просквирой с ударением на последнем слоге.

Множественное число звучит как просфоры, с ударением на первом слоге, а не на втором. По поводу просфоры и просвиры, ошибки в произношении не будет, оба слова применяют также как просвирка и просфорка.

Какие бывают просфоры

Церковный хлеб пекут больших размеров, это служебный хлебец. К нему или с ним подают вино, готовя Причастие. Малая просфора – для вынимания частиц, и поминания людей за здравие и упокоение.

 

Когда божественная Литургия заканчивается, произносятся слова с просьбой к Господу об омовении его кровью грехов тех, кого поминают. Говоря эти слова, все кусочки высыпают в специальную чашу с вином, затем, после богослужения, их берут верующие.

Хлеб для причащения делят на Агничный и Богородичный. Агничную просфору, с изображением креста и букв, используют, чтобы приготовить Причастие, схожее с закланием Агнца. Богородичной просфорой поминают Божию Матерь, обращаясь к ней с молитвой.

Православная традиция подразумевает начинать Литургию с пятью просфорами, каждая при этом несёт своё значение:

  1. Агничную просфору считают Агнецким прообразом, из неё достают частицы для причастия;
  2. вторую называют Богородичной, она готовится с печатью Богоматери, или сверху пишется «Мария»;
  3. третью – Девятичинной для поминания 9 святых, и вынимания из неё 9 кусочков;
  4. четвёртую – Заздравной для вынимания 2-х частей за здравие пришедших на Литургию;
  5. пятую – Заупокойной, из которой берётся 1 часть из верха за упокой.

В греческой церкви употребляют только одну просфору с особой пяти частной печатью.

Интересно, что нижнюю часть хлеба жизни соотносят с земным (плотским) составом людей, верхнюю, на которой стоит печать – с духовным началом.

Кто может печь просфоры

Пекут церковный хлеб специально обученные люди – просфорники. Доверяют выпечку верующему православному христианину, ответственному человеку, у которого хорошая репутация. Кроме того, чтобы этот человек не так давно исповедался, часто молится и соблюдает пост.

Во времена Византии данные о пекаре даже отображали на печати, выпеченной на хлебе.

Где выпекают этот хлеб

В старые времена для выпечки церковного хлеба использовали угли, теперь это делают в печах.

 

Если храм или монастырь большой, то просфоры пекут в специально приспособленных помещениях – просфорнях. Это стали делать для того, чтобы не сомневаться, что хлеб съедобный или низкого качества. Приступая к выпечке, просфорники сначала читают молитву, обращаясь к преподобному Никодиму, Спиридону или к знаменитым пекарям просфор Печёрским.

На изделиях, выпеченных в церкви, ставят специальную печать, изображающую крест. Такая отметка подтверждает, что выпечка церковная, качественная.

Хлеб из разных просфорней отличается такими печатями. Со временем размеры печатей увеличились, соответственно увеличивая размер просфоры.

Просфора: как правильно есть в церкви и дома

 

После поминания во время Литургии, вынутые кусочки просфоры лежат в специальном сосуде потире, из которого их раздают мирянам. Церковный хлеб едят, причастившись, и прочитав молитву для разрешения принимать просфору и запивку.

Если святыню принесли домой, её благоговейно едят с утра на голодный желудок, прочитав трепетную молитву. Обязательно следят, чтобы крошки не падали, если упали – подбирают. Запивают церковный хлеб святой водой.

Вкушение просфорок – причащение телу Иисуса Христа. Таким образом, Его жертва принимается за жизни верующих людей.

Что делать с Просфорой, если она затвердела, или зацвела

 

Просфору возле алтаря, чтобы использовать для причащения, кладут только свежую. Унеся хлеб, домой, едят также, пока он свежий. Если просфора затвердела, но не испортилась, кушать разрешается.

Затхлый или заплесневелый хлеб сжигают. Также предаётся огню бумага с крошками, в которую заворачивали просвиру.

Если сжечь испортившийся хлеб нет возможности, его относят в храм, или пускают по чистой воде.

Животным и птицам скармливать нельзя.

Просфора рецепты

Чтобы выпечь просфору, обращаются к божьей помощи и святым угодникам. Поэтому сначала читают искреннюю молитву, как для любого дела, посвящённого Богу. Второе условие – приступать к делу с благоговением. В-третьих – делать с любовью к Господу и к тому, что делаешь. Поэтому кухня, одежда и душа должны быть чистыми.

Испечь просфоры, рецепт классический

Настоящая приходская просвира, хлеб для обряда, символизирующий Иисуса. Готовится 5 ч. В 100 г продукта 265 ккал, 9 г белков, 1 г жиров и 48 г углеводов.

Для 7 порций просфоры понадобится состав продуктов:

  • 1 кг пшеничной муки высший сорт, очень мелкий помол, высокое содержание клейковины;
  • 0,4 л воды свежей и чистой;
  • 1,5 чай. ложка соли;
  • 5,5 чай. ложек сухих дрожжей.

Приготовление просфор:

  1. В миске, в которой замешивают тесто, смешивают муку (1,5 стол. ложки) с солью. Наливают вскипевшую воду, перемешивают, отставляют остужаться. Такое приготовление делает изделия слегка сладкими и не даёт им заплесневеть.
  2. Наливают воду (0,7 стак., по желанию смешивают со святой водой), соединяют с дрожжами. Не перемешивают.
  3. Через 5 мин. разведённые дрожжи добавляют к заварной опаре, подсыпают муки, замешивают тесто. Муку добавляют до тех пор, пока тесто не станет тугим, наподобие пластилина.
  4. Замес убирают под влажное полотенце на 2 – 4 ч, чтобы подошло. За это время тесто обминают 1 раз.
  5. Когда подойдёт, его выкладывают, раскатывают, складывают вдвое и снова раскатывают. Это проделывают многократно, пока тесту не вернётся тугая консистенция.

  1. Из раскатанного пласта вырезают нижние части хлеба, затем – верхние, меньшего размера, толщина 5-7 мм.
  2. Заготовки выкладывают на листы противней (сначала их разогревают, наносят воск, затем остужают). Сверху кладут сухое полотенце, затем мокрое.
  3. Поднявшиеся нижние кружки смачивают водой, верхние части штампуют, и накладывают на низы. После этого берут шило и делают сквозные проколы. Сначала по 4 посередине, затем лучами к внешним краям.
  4. Прижимают центр, чтобы верхняя часть стала плоской.  

     Пекут просфоры 30 – 40 мин.,
     нагрев духовку до 230 градусов.

Испёкшийся хлеб убирают под полотенца и покрывала, чтобы подошёл и остыл.

Старинный рецепт просфор

Для просвир понадобится:

  • мука высший сорт (крупчатка, по старинке – конфетная мука), тонкий помол – 1200 г;
  • соли 1-1,5 чай. ложки;
  • воды родниковой или колодезной, главное – не хлорированной, чтобы закваска не погибла, 1,5 стак.;
  • натуральный воск для смазывания противней.

Как готовят просфоры по старинному рецепту:

  1. Берут кастрюлю-нержавейку, наливают святую или родниковую воду (полстакана), высыпают третью часть просеянной муки, перемешивают, чтобы масса получилась как манная каша, солят.
  2. Посуду обвязывают полотенцем, и настаивают в тепле в течение 2-3-х дней.
  3. В смесь доливают 1 стакан подсоленной воды, добавляют муку и выдерживают в тёплом месте ещё в течение 1-2-х дней.
  4. В закваску высыпают остальную муку, промешивают, оставляют на ночь.
  5. Поднявшееся тесто кладут на доску, начинают раскатывать. Для нижних частей просфорок делают толщину до 2-х см, для верхних – 1,1-1,2 см.
  6. На раскатанный пласт кладут клеёнку, оставляя на 10 мин., чтобы тесто улежалось.

  1. Приступают к нарезанию кружков, чтобы диаметр низов получился больше верхов. По необходимости подправляя вручную.
  2. Вырезанные части выдерживают 30 мин., убрав под полотенце и клеёнку. Главное – не допустить пересыхания заготовок, чтобы они не потеряли вкуса и формы.
  3. Лист противня смазывают натуральным воском, нанося тонкий слой, это даёт хлебу, дополнительно, солнечную энергию и бесподобный аромат. Жирность воска меньше масла, поэтому следы на хлебе не остаются. Тем более, что масло по церковным правилам не допускается. Вместо воска разрешается пользоваться противнями, которые не требуют смазки.
  4. На уложенные, смоченные водой, низы кладут верхние части с печатями, слегка прижимают, и прокалывают для выхода воздуха, чтобы не образовались пустоты во время выпечки.

Выпекают круглые просвирки при 200 – 240 градусах до золотистого цвета.

Если изделия маленького размера, хватит 15 мин., большие (служебные) выпекают 20-25 мин.

Артос в православии

Так называют большую (всецелую) просфору, на которой изображён Крест или Воскресение Христа. Дословный перевод «артоса» – «хлеб квасной».

Это пасхальный церковный хлеб в виде цилиндра.

Преждевременно делить на кусочки его не принято, что связано с символом единой церкви в Православии, единого Бога и единой семьи православных верующих. За это единство заплачено кровью Божьего Агнца Иисуса Христа.

Артос – хлеб, символизирующий незримое присутствие Иисуса Христа, который освящают в церкви на Пасху. На нём отпечатан сюжет, как вознёсся Христос, или сделано изображение Креста с терновым венцом, но без Христова тела. Это означает, что Он победил смерть. Этой традиции придерживаются с тех пор, как Он вознёсся. На апостольской трапезе и причащении, отдавая дань Учителю и поминая Его, возле пустого места оставляли маленькую просфору.

В течение Светлой недели маленькие церковные булочки и большой Артос остаются стоять перед алтарным местом.

В субботний вечер, после службы, священнослужитель заканчивает обряд чтением особой молитвы для исцеления болезней и недугов. После этого хлеб дробят, и кусочки принимают все присутствующие в храме верующие. В течение года, до следующего празднования Пасхи, Артос, по необходимости, хранят, располагая ближе к иконам.

Артос – великая святыня, но он не заменит Таинства причащения, хотя и хранит Божью благодать.

Как освящают хлеб

Для этого на службе, во время Литургии, обходят церковь крестным ходом, неся хлеб. Во время шествия читают заамвонную молитву и брызгают святую воду. Затем Артос ставят на приготовленный стол впереди иконостаса на возвышение солеи на всю неделю.

Хлебную святыню освящают в первый день пасхальной недели.

В субботний день, когда заканчивается Литургия, священники берут хлеб и обходят стол, читая слова особой молитвы о благословлении и освящении артоса. При этом хлеб 3 раза окропляют, используя святую воду. Затем артос раздробляют. В виде освящённых кусочков великую святыню раздают христианам, которые подходят поцеловать крест.

Артос: как употреблять согласно традициям

Пасхальный хлеб употребляют маленькими кусочками для духовного лечения, для борьбы с недомоганиями и болезнями, но лишь в особом случае. Принимая кусочек, произносят «Христос Воскрес!».

 

Придерживаясь традиции, свежий артос разделяют маленькими кусочками и высушивают в полотняном мешочке. Такой хлеб не портится, и его разрешается кушать до следующей Пасхи. Не возбраняется поделиться с ближним, но если этот человек православно крещёный.

Антидор

Для таинства Причащения из служебной просфоры берут только агничную часть, а оставшиеся края нарезают на кусочки, которые именуют антидором. Слово обозначает: «возвращение даров», « вместо» или «взамен дара».

 

Его преподносят вместо Святого Дара, чтобы освятить и благословить душу, и тело тех верующих, кто пришёл на Литургию, но не причастился. К антидору обязательно полагается запивка (теплота). Устав церкви гласит, что кусочки антидора раздают, когда исполняется 33-й Псалом.

Чтобы принять святой хлебец, придерживаются целого ритуала. Верующий человек с благоговением складывает кисти рук крестом одна на другую, правую поверх левой. С лёгким наклоном целует кисть священника, который подаёт кусочек антидора. Съедать святой хлеб рекомендуется, не выходя из храма, причём на голодный желудок. Но также разрешается унести с собой.

Некрещёному человеку антидор брать нельзя.

Хлеб с вином

Когда в храме проходит Всенощное бдение (богослужение, которое начинается с вечера перед большими праздниками или воскресными днями), в церкви освещают 5 церковных хлебов.

 

 

Такой ритуал символизирует чудо, когда Спасителю хватило 2 рыбины и 5 хлебов, для насыщения 5000 людей.

К середине Всенощного бдения церковный служитель устанавливает в центральной части храма, перед алтарём, литейницу на столике. В сосуд укладывают 5 просфор, ставят стаканы с пшеницей, вином и елейным маслом.

 

 

Когда подходит время, священник 3 раза обходит вокруг стола с чтением молитвы, обращаясь к Господу Иисусу Христу с просьбой благословить пищу.

После этого верующим помазывают маслом лоб, и дают хлеб, смоченный вином. Пшеница остаётся в стакане. Таким образом, подкрепляют духовные и физические силы молящихся верующих. Теперь до утра редко кто молится, но традиция раздавать хлеб, политый вином, сохраняется.

Пресный хлеб в церкви

В Православной Энциклопедии, в статье о «Евхаристии» говорится о применении опресноков в IX веке в храмах Запада во время причастия. Уже в X-XI веке мессу в Латинских церквях служили, используя только пресный хлеб, отказавшись от квасных изделий.

Такой хлеб назывался облатками или гостиями. Его плюс в том, что он не крошился.

Византийскими богословами такой хлеб считался подозрительным и неправильным, чтобы совершать евхаристичное Таинство.

Хлебец Пресвятой Богородицы Панагия

Так зовут Пресвятую Матерь Божию. Панагия переводится как Пресвятая.

Богородичная просфора – символ Царицы Небесной, хранят её в сосуде панагиаре.

О вознесении матери Христа говорится в древнем предании. На общей трапезе апостолов за столом всегда оставляли свободное место с хлебом, предназначенное Иисусу Христу. Когда трапезу заканчивали, читали благодарственную молитву, поднимая хлебец. В молитве славили Бога, в последних словах обращались за помощью.

 

 

Когда погребли Божью Матерь, и на 3-й день, во время трапезы по обычаю вознесли хлеб, поминая Господа, то увидели нарисовавшийся в воздухе образ Богородицы в окружении Ангелов.

 

 

Матерь дала обещание не бросать их. Обрадовавшись, последователи Христа неожиданно произнесли обращение не к Господу, а к «Пресвятой Богородице». После этого они открыли гроб, и не обнаружили там её пречистое тело. Так пришла уверенность о вознесении Матери к Сыну.

С тех пор монастырская братия соблюдает традицию выноса богослужебной просфоры, когда поётся 144-й псалом и под колокольный звон. Зайдя в трапезную, святую просфору ставят в центр застолья. Когда трапеза заканчивается, Панагию возносят, прославляя Святую Троицу и читая молитву для Пресвятой Богородицы. После этого приступают к вкушению частиц Святого хлеба.

Другие разновидности выпечки в церкви

Верующие причащаются, поедая ритуальный хлеб – плоть Господа и запивая ритуальным вином, которое обозначает Его кровь.  К таким относятся круглые пластинки пресного белого хлеба (гостии), которые держат на языке после причастия.

В храме обычно хранятся 12 особых освящённых хлебов.

 

До революции Москва и другие большие города славились монастырской выпечкой, которую пекут и продают на территории обителей и теперь.
Сдобные пышные пирожки из домашнего теста, со всевозможными начинками, кексы с коврижками, ягодными слойками и местным хлебом.

За свежей, удивительно вкусной выпечкой люди даже едут через весь город. А ещё в таких местах всегда соблюдают церковный календарь, поэтому если идёт пост, то пирожков с мясом найти не удастся.

Рецепт постных монастырских чебуреков с начинкой из кальмаров

Для теста готовят:

  • 1,5 стак. минеральной воды;
  • 3,5-4 стак. пшеничной муки;
  • растительное масло 3 ст. лож.;
  • 1,5 чай. ложки уксуса;
  • 1 чай. ложку соли.

 

Для начинки берут 0,6-0,7 кг кальмаров, репчатый лук 2 штуки и по 1 чай. ложечке соль и чёрный молотый перец. Готовится выпечка 40-50 мин.

Как готовят чебуреки:

  1. Минеральную воду разводят с солью, уксусом и маслом. Размешивают, постепенно добавляют муки.
  2. Замешивают не слишком тугое тесто, оставляют отдыхать 15 мин.
  3. Чищеные кальмары пропускают через крупную решётку мясорубки, и соединяют с порезанным обжаренным луком. Солят, перчат, тщательно перемешивают.
  4. Из раскатанного теста вырезают круглые сочни, кладут фарш, плотно слепляют края, прижимая вилкой.
  5. Разогревают масло, каждый чебурек обжаривают с обеих сторон, пока не появится золотисто-коричневый цвет.

Масла наливают столько, чтобы изделия могли плавать.

Рецепт ржаных пирожков с начинкой из гороха

Выпечка готовится 1 ч и 20 - 30 мин. Пекут не больше 15 мин. на противне при 200 градусах.

Понадобятся продукты:

  • 1 кг ржаная мука – 1 кг;
  • вода – 0,6 л;
  • масло растительное – 4,5 стол. ложки;
  • сахар – 1,5 стол. ложки;
  • соль – 1 не полная чай. ложка;

  • дрожжи – 3 чай. ложки;
  • замороженный горошек – 0,5 кг;
  • луковиц 2 головки;
  • свежая петрушка на вкус.

Приготовление пирожков с гороховой начинкой:

  1. Для опары в тёплой воде разводят дрожжи с сахаром.
  2. После её поднимания соединяют с мукой, солью, вымешивают тесто и оставляют в тепле.
  3. Спустя 1 ч тесто обминают, делят на части, подкатывая колобками.
  4. Из каждого колобка раскатывают лепёшку, кладут порцию начинки, и защипывают края.

Для начинки:

  1. Обжаривают мелко порезанный лук.
  2. Подсаливают.
  3. Дальше жарят с горошком.
  4. Добавляют нарезанной петрушки.

Что делать с освященным хлебом из церкви и как его хранить

В домашних условиях кусочкам освящённого хлеба обеспечивают бережное хранение рядом с иконами, но не близко к другим продуктам. Для сохранности хлеб просушивают и складывают в специальный тканевый мешочек.

Это «просфорницы» или «просфорнички».

По традиции, просфоры носят и хранят в специально сшитых маленьких сумочках со шнурками или узкой тесьмой. На такие сумочки рукодельницы нашивают бисер, ленты, делают вышивку. Готовые изделия предлагают церковные лавки.

Частые вопросы

Как называется хлеб в церкви после причастия?

Такой хлеб называется просфорой — самым известным «церковным хлебом» в виде маленькой булочки из нижней и верхней части.

Можно ли есть просфору некрещеным?

У некрещёного человека нет веры, поэтому он начинает сомневаться, и не сможет правильно отнестись к святому хлебу. Даже если он съест кусочек просфоры, духовную пользу не получит.

Можно ли съесть Просфору целиком или ее нужно разрезать?

Святой хлеб едят маленькими кусочками, не давая падать крошкам. Перед вкушением делают глоток святой воды.

Какие надписи наносят на церковный хлеб?

Чтобы на хлебе осталась надпись, пользуются специальными формами. Чаще всего изображают четырёхконечный крест, на котором написано о победе Иисуса Христа. Также делают изображения Пресвятой Богородицы, отпечатывают её имя, или пекут хлебы, на которых изображены святые Божии угодники.

Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

Это кусочки освящённой просфоры, смоченные вином, чтобы поддержать духовные и телесные силы молящихся до утра верующих.